С 13 ноября студенты ГУИМЦ, как и все студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, перешли на дистанционный формат обучения. За календарный год такая ситуация возникла второй раз — пандемия, рост числа заболевших и вводимые в связи с этим ограничения попросту не оставили других вариантов. По сравнению с весенним семестром, когда изменения произошли внезапно, а организовать переход пришлось в сжатые сроки, сейчас к нему подсознательно были готовы практически все, пусть и не все его хотели. «В прошлом семестре мне было очень тяжело, интернет у нас был слабый и сидеть за компом весь день было невозможно, — рассказывает студентка 2-го курса Александра Антохина. — Было сложно выполнять работы. Сильно уставала. А сейчас мне легче, опыта набралась, но все равно мотивации нет, т.к. дома расслабленная атмосфера и работать очень сложно».
Отсутствие или снижение мотивации — одна из наиболее часто возникающих при дистанционном обучении проблем. Причины этого можно легко представить: недостаток живого общения, смена привычного распорядка дня, отсутствие видимого результата своей работы, необходимость проводить много времени перед экраном ноутбука, плохо предназначенные для обучения условия — каждый из этих факторов может привести к потере желания учиться или эмоциональной усталости от процесса. Устранение одних факторов требуют серьезной самодисциплины, а к каким-то можно привыкнуть спустя некоторое время. «Когда дистанционка только начиналась у меня была настоящая нервотрепка, на первом РК руки просто дрожали, непонятно было чего ожидать, — вспоминает студентка 1-го курса София Миронова. — Сейчас уже прошёл почти месяц, как мы не ходим в университет, постепенно начинается привыкание, адаптация к подобному формату обучения».
Студенты старших курсов, получившие опыт удаленного обучения весной, отмечают значительную разницу в организации — если весной часть занятий проводилась в формате самообразования, а часть не проводилась вовсе, то сейчас все занятия идут по расписанию, преподаватели готовы, да и у самих студентов ДО уже не вызывает удивления. Некоторые, наоборот, были рады, что вуз перешел на дистант. Студентка 3-го курса Анна Москалик по не зависящим от нее причинам в сентябре не смогла вернуться в Москву из родной Беларуси, поэтому больше двух месяцев училась по своеобразной схеме — по одним предметам занятия были, а по другим нет. «Не все преподаватели откликнулись на мое положение, — говорит Анна, — кто-то равнодушно посоветовал обращаться в деканат, а кто-то пошел на встречу, организовал чат, где были мои однокурсники-иностранцы, рассказывал все необходимые материалы, давал задания. Учиться было не так сложно, я всегда держала связь с моими одногруппниками, получала материалы от них и консультацию. А когда я уже прочитала приказ о переходе на дистанционное обучение, я расплакалась от облегчения».
Для первокурсников начало учебного года в очном формате стало безусловным плюсом. Они познакомились друг с другом, узнали преподавателей — уходить в онлайн-обучение, разумеется, не хотелось, но сделать это со знакомыми людьми было легче. Однако, виртуальность никогда не заменит живого общения, особенно для студентов с нарушениями слуха. Для них очень важен личный контакт. Мимику, жестикуляцию, тепло улыбки и поддержку сложно в полной мере передать через экран монитора, а это необходимые вещи. Кроме того, студентам важно поддерживать и укреплять свои социальные навыки, учиться выступать перед аудиторией, развивать речь — это можно делать и удаленно, но не так продуктивно.
Смена формата обучения влияет не только на студентов. Преподаватели переход на дистанционное обучение воспринимают лучше, чем весной, но все равно хуже, чем очную форму. Одни из главных причин — отсутствие живой связи со студентами, технические проблемы и увеличение времени, необходимого на подготовку к занятию. Переход в онлайн требует изменения подхода, поиска новых решений, цифровизации учебных и контрольных материалов. Более того, становится намного сложнее уделить время каждому студенту. По словам Дмитрия Михайловича Чиркова, преподавателя дисциплины «Интегралы и дифференциальные уравнения», эта проблема возникает из-за того, что большую часть объяснений и комментариев приходится давать письменно, а объяснять достаточно сложные вещи письменно весьма проблематично. «Были случаи, когда на объяснение одной задачи в мессенджере тратилось по 30-40 минут, — сравнивает Дмитрий Михайлович, — в очной беседе на объяснение аналогичной задачи уходит не более 5 минут». В случае с «Интегралами» был найден выход — индивидуальные консультации, разрешенные в текущих условиях. Очные встречи проходят и по некоторым другим дисциплинам, но глобальную проблему они не решают.
Пожалуй, наиболее емко ситуацию с дистанционным обучением описывает Татьяна Викторовна Косян, сурдопереводчица Центра: «на дистанте всегда в состоянии готовности находишься, на низком старте». Несмотря на то, что сейчас в организации образовательного процесса гораздо больше системности и продуманности, чем весной, эта фраза применима как к студентам и преподавателям, так и к переводчикам. К последним, возможно, больше всего — им пришлось быстро осваивать большое количество программ, приспосабливать свою работу к новому формату и самим приспосабливаться к изменениям. Изменилась организация рабочего процесса, который стал практически целиком зависеть от качества интернет-подключения — если у одного из участников вебинара оно плохое, то перевод сильно затрудняется. Переводить дистанционно само по себе сложнее, чем очно: отдачу студентов, то, как они реагируют заметно не так явно, поэтому ослабляется контроль над процессом и возможность скорректировать перевод. Переход на ДО также повлиял на нагрузку сурдопереводчиков. С одной стороны она уменьшилась из-за того, что лекции по некоторым предметам теперь не читаются, и студенты изучают материалы самостоятельно, а с другой — возросла из-за необходимости разбираться в технических тонкостях.
Для того, чтобы разбираться с тонкостями было проще, в ГУИМЦ организована техническая поддержка занятий силами лаборантов Центра. Занятия у первых двух курсов преимущественно проходят в программе TrueConfи максимально покрываются сотрудниками технической поддержки. Поддержка нужна в первую очередь для того, чтобы оперативно устранять проблемы, которые возникают даже несмотря на то, что и преподаватели и студенты в большинстве своем хорошо освоили программу. «Можно долго спорить какое обучение лучше, дистанционное или очное, — рассуждает лаборант ГУИМЦ Андрей Митичев. — Но в условиях пандемии ДО мне кажется достойной альтернативой очной форме».
ДО действительно кажется достойной, — а возможно и единственной, — альтернативой очной форме. Разумеется, у него есть множество минусов, но главной цели — непрерывности образовательного процесса — оно достигает. Однако, помимо успешного освоения учебной программы необходимо следить за своим эмоциональным состоянием и психологическим комфортом. В этом студентам помогает педагог-психолог ГУИМЦ Светлана Владимировна Сорокина. Она консультирует студентов Центра очно и онлайн, помогает им научиться грамотно организовывать время, снизить тревожность, справиться с прокрастинацией, работает с уровнем их внутренней, образовательной и профессиональной мотивации, разбирает их сильные и слабые стороны. «В основном ребята отлично справляются с ситуацией, — говорит Светлана Владимировна. — Они имеют высокий уровень мотивации к обучению, хорошо адаптировались к новым условиям дистанционного образования, стараются не создавать задолженностей, начали готовиться к сессии».
Рано или поздно острая необходимость в дистанционном обучении отпадет и образовательный процесс в МГТУ им. Н. Э. Баумана вернется в свое более привычное русло, однако, полученный за этот период опыт, вряд ли был получен зря.
Благодарим за предоставленные комментарии студентов и сотрудников МГТУ им. Н. Э. Баумана. Авторские орфография и пунктуация сохранены.