МГТУ им. Н.Э. Баумана накопил уникальный опыт в подготовке специалистов среди инвалидов по слуху, который является значимым как для отечественной, так и для мировой системы высшего образования.
Основные этапы развития:
- Инклюзивное обучение (1934–1988 гг.)
- Эксклюзивная программа для глухих и слабослышащих граждан в системе высшего образования СССР.
- Создание первых групп для студентов с нарушениями слуха, внедрение сурдопереводчиков в учебный процесс.
- Разработка специальных программ (1992–1994 гг.)
- Разработка образовательных и реабилитационных программ.
- Создание Головного учебно-исследовательского и методического центра Министерства образования России в 1994 году.
- Адаптация образовательных программ (с 1997 г.)
- Создание Московского учебно-методического центра (МУМЦ) и поддержка Мэрии Москвы.
- Развитие непрерывного многоуровневого высшего образования для инвалидов по слуху.
- В 2004 году присвоение МГТУ статуса «Федерального головного центра по обучению инвалидов».
Принципы и подходы
- Инклюзия и реабилитация: Программы адаптированы для различных категорий инвалидов, включая тех, кто страдает от нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения.
- Социальная и экономическая эффективность: Образование направлено на социализацию инвалидов и интеграцию их в рабочую среду.
Услуги и достижения:
- В настоящее время на базе ГУИМЦ обучается более 100 студентов из числа инвалидов по слуху и более 60 студентов с инвалидностью по другим заболеваниям.
- Безбарьерная среда: Университет активно развивает учебные аудитории нового типа, которые интегрированы с информационно-образовательной средой.
Международное сотрудничество
МГТУ активно развивает международные связи:
- Участие в создании Международной сети послешкольного образования глухих (PEN-International).
- PEN-Russia — региональная сеть для инвалидов по слуху, включающая университеты по всей России.
- Глобальное партнерство: МГТУ сотрудничает с университетами США, Японии, Китая, Южной Кореи и др.
Инновации и достижения
- Многоуровневая интеграция:
- Студенты с инвалидностью интегрируются в общие потока, начиная с 2-го курса.
- Уникальные образовательные программы:
- В адаптированные программы включен цикл адаптивных (инклюзивных) дисциплин, такие как: “Семантика технических текстов”, “Технологии возможностей и безбарьерной среды”, “Учебная профессиональная и социальная практика студента с инвалидностью” и другие.
- Научная и образовательная поддержка:
- Опубликовано более 150 научных статей, 50 учебно-методических пособий, 10 патентов.
- МГТУ ежегодно реализует программы повышения квалификации для сотен преподавателей и сотрудников других вузов России по теме инклюзивного высшего образования.
- Международные награды:
- МГТУ удостоен множества наград, включая премии президента РФ и медали ЮНЕСКО.
Программы и проекты
- Инклюзивное образование: Программы обучения для инвалидов оптимизированы с учетом специфики их потребностей.
- Проекты трудоустройства: Содействие в трудоустройстве и социально-психологическое сопровождение выпускников.
- Социальное предпринимательство: Поддержка инициатив в области решения проблем инвалидов.
Карьера выпускников
Система трудоустройства выпускников, включающая работу с крупными компаниями, такими как:
- Газпром
- Яндекс
- Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение
- Московский машиностроительный завод «Авангард»
- и многими другими
ГУИМЦ в цифрах
- 2004: Первый крупный выпуск инженеров ИУ5, ИУ8, МТ8.
- 2006: Первый крупный выпуск инженеров РК9.
- 2009: Рекордный прием — 46 человек на 1-й курс.
- 2010: Рекордный выпуск инженеров — 30 человек.
- 2011: Рекордный контингент — 227 человек.
- 2016: Самый крупный выпуск — 23 инженера, 25 бакалавров, 2 магистра. Первый набор студентов с инвалидностью не по слуху.
- 2017: Специалистов выпускает только кафедра ИУ8.
- 2020: После ремонта открыто новое помещение деканата ГУИМЦ.
- 2025: Все студенты ГУИМЦ переселены в новые современные общежития «Спектр» и «Парус».
Предпосылки успеха
Успех в подготовке инвалидов связан с инновационной, высокотехнологичной и толерантной средой университета, что способствует успешной социализации и трудоустройству студентов. Качество образования и интеграция студентов с инвалидностью в общий поток — важные элементы успеха.