Общая информация и история ГУИМЦ

 

МГТУ им. Н.Э. Баумана накопил уникальный опыт в подготовке специалистов среди инвалидов по слуху, который является значимым как для отечественной, так и для мировой системы высшего образования.

 

Основные этапы развития:

  1. Инклюзивное обучение (1934–1988 гг.)
    • Эксклюзивная программа для глухих и слабослышащих граждан в системе высшего образования СССР.
    • Создание первых групп для студентов с нарушениями слуха, внедрение сурдопереводчиков в учебный процесс.
  2. Разработка специальных программ (1992–1994 гг.)
    • Разработка образовательных и реабилитационных программ.
    • Создание Головного учебно-исследовательского и методического центра Министерства образования России в 1994 году.
  3. Адаптация образовательных программ (с 1997 г.)
    • Создание Московского учебно-методического центра (МУМЦ) и поддержка Мэрии Москвы.
    • Развитие непрерывного многоуровневого высшего образования для инвалидов по слуху.
    • В 2004 году присвоение МГТУ статуса «Федерального головного центра по обучению инвалидов».

Принципы и подходы

  • Инклюзия и реабилитация: Программы адаптированы для различных категорий инвалидов, включая тех, кто страдает от нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения.
  • Социальная и экономическая эффективность: Образование направлено на социализацию инвалидов и интеграцию их в рабочую среду.

Услуги и достижения:

  • В настоящее время на базе ГУИМЦ обучается более 100 студентов из числа инвалидов по слуху и более 60 студентов с инвалидностью по другим заболеваниям.
  • Безбарьерная среда: Университет активно развивает учебные аудитории нового типа, которые интегрированы с информационно-образовательной средой.

Международное сотрудничество

МГТУ активно развивает международные связи:

  • Участие в создании Международной сети послешкольного образования глухих (PEN-International).
  • PEN-Russia — региональная сеть для инвалидов по слуху, включающая университеты по всей России.
  • Глобальное партнерство: МГТУ сотрудничает с университетами США, Японии, Китая, Южной Кореи и др.

 

 

Инновации и достижения

  1. Многоуровневая интеграция:
    • Студенты с инвалидностью интегрируются в общие потока, начиная с 2-го курса.
  2. Уникальные образовательные программы:
    • В адаптированные программы включен цикл адаптивных (инклюзивных) дисциплин, такие как: “Семантика технических текстов”, “Технологии возможностей и безбарьерной среды”, “Учебная профессиональная и социальная практика студента с инвалидностью” и другие.
  3. Научная и образовательная поддержка:
    • Опубликовано более 150 научных статей, 50 учебно-методических пособий, 10 патентов.
    • МГТУ ежегодно реализует программы повышения квалификации для сотен преподавателей и сотрудников других вузов России по теме инклюзивного высшего образования.
  4. Международные награды:
    • МГТУ удостоен множества наград, включая премии президента РФ и медали ЮНЕСКО.

Программы и проекты

  • Инклюзивное образование: Программы обучения для инвалидов оптимизированы с учетом специфики их потребностей.
  • Проекты трудоустройства: Содействие в трудоустройстве и социально-психологическое сопровождение выпускников.
  • Социальное предпринимательство: Поддержка инициатив в области решения проблем инвалидов.

Карьера выпускников

Система трудоустройства выпускников, включающая работу с крупными компаниями, такими как:

  • Газпром
  • Яндекс
  • Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение
  • Московский машиностроительный завод «Авангард»
  • и многими другими

ГУИМЦ в цифрах

  • 2004: Первый крупный выпуск инженеров ИУ5, ИУ8, МТ8.
  • 2006: Первый крупный выпуск инженеров РК9.
  • 2009: Рекордный прием — 46 человек на 1-й курс.
  • 2010: Рекордный выпуск инженеров  — 30 человек.
  • 2011: Рекордный контингент  — 227 человек.
  • 2016: Самый крупный выпуск — 23 инженера, 25 бакалавров, 2 магистра. Первый набор студентов с инвалидностью не по слуху.
  • 2017: Специалистов выпускает только кафедра ИУ8.
  • 2020: После ремонта открыто новое помещение деканата ГУИМЦ.
  • 2025: Все студенты ГУИМЦ переселены в новые современные общежития «Спектр» и «Парус».

Предпосылки успеха

Успех в подготовке инвалидов связан с инновационной, высокотехнологичной и толерантной средой университета, что способствует успешной социализации и трудоустройству студентов. Качество образования и интеграция студентов с инвалидностью в общий поток — важные элементы успеха.