Дистанционное обучение в ГУИМЦ глазами его участников

С 13 ноября студенты ГУИМЦ, как и все студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, перешли на дистанционный формат обучения. За календарный год такая ситуация возникла второй раз — пандемия, рост числа заболевших и вводимые в связи с этим ограничения попросту не оставили других вариантов. По сравнению с весенним семестром, когда изменения произошли внезапно, а организовать переход пришлось в сжатые сроки, сейчас к нему подсознательно были готовы практически все, пусть и не все его хотели. «В прошлом семестре мне было очень тяжело, интернет у нас был слабый и сидеть за компом весь день было невозможно, — рассказывает студентка 2-го курса Александра Антохина. — Было сложно выполнять работы. Сильно уставала. А сейчас мне легче, опыта набралась, но все равно мотивации нет, т.к. дома расслабленная атмосфера и работать очень сложно».

 

Отсутствие или снижение мотивации — одна из наиболее часто возникающих при дистанционном обучении проблем. Причины этого можно легко представить: недостаток живого общения, смена привычного распорядка дня, отсутствие видимого результата своей работы, необходимость проводить много времени перед экраном ноутбука, плохо предназначенные для обучения условия — каждый из этих факторов может привести к потере желания учиться или эмоциональной усталости от процесса. Устранение одних факторов требуют серьезной самодисциплины, а к каким-то можно привыкнуть спустя некоторое время. «Когда дистанционка только начиналась у меня была настоящая нервотрепка, на первом РК руки просто дрожали, непонятно было чего ожидать, — вспоминает студентка 1-го курса София Миронова. — Сейчас уже прошёл почти месяц, как мы не ходим в университет, постепенно начинается привыкание, адаптация к подобному формату обучения».

 

Проверка домашнего задания по химии.

 

Студенты старших курсов, получившие опыт удаленного обучения весной, отмечают значительную разницу в организации — если весной часть занятий проводилась в формате самообразования, а часть не проводилась вовсе, то сейчас все занятия идут по расписанию, преподаватели готовы, да и у самих студентов ДО уже не вызывает удивления. Некоторые, наоборот, были рады, что вуз перешел на дистант. Студентка 3-го курса Анна Москалик по не зависящим от нее причинам в сентябре не смогла вернуться в Москву из родной Беларуси, поэтому больше двух месяцев училась по своеобразной схеме — по одним предметам занятия были, а по другим нет. «Не все преподаватели откликнулись на мое положение, — говорит Анна, — кто-то равнодушно посоветовал обращаться в деканат, а кто-то пошел на встречу, организовал чат, где были мои однокурсники-иностранцы, рассказывал все необходимые материалы, давал задания. Учиться было не так сложно, я всегда держала связь с моими одногруппниками, получала материалы от них и консультацию. А когда я уже прочитала приказ о переходе на дистанционное обучение, я расплакалась от облегчения».

Для первокурсников начало учебного года в очном формате стало безусловным плюсом. Они познакомились друг с другом, узнали преподавателей — уходить в онлайн-обучение, разумеется, не хотелось, но сделать это со знакомыми людьми было легче. Однако, виртуальность никогда не заменит живого общения, особенно для студентов с нарушениями слуха. Для них очень важен личный контакт. Мимику, жестикуляцию, тепло улыбки и поддержку сложно в полной мере передать через экран монитора, а это необходимые вещи. Кроме того, студентам важно поддерживать и укреплять свои социальные навыки, учиться выступать перед аудиторией, развивать речь — это можно делать и удаленно, но не так продуктивно.

 

Занятие по английскому языку у студентов первого курса.

 

Смена формата обучения влияет не только на студентов. Преподаватели переход на дистанционное обучение воспринимают лучше, чем весной, но все равно хуже, чем очную форму. Одни из главных причин — отсутствие живой связи со студентами, технические проблемы и увеличение времени, необходимого на подготовку к занятию. Переход в онлайн требует изменения подхода, поиска новых решений, цифровизации учебных и контрольных материалов. Более того, становится намного сложнее уделить время каждому студенту. По словам Дмитрия Михайловича Чиркова, преподавателя дисциплины «Интегралы и дифференциальные уравнения», эта проблема возникает из-за того, что большую часть объяснений и комментариев приходится давать письменно, а объяснять достаточно сложные вещи письменно весьма проблематично. «Были случаи, когда на объяснение одной задачи в мессенджере тратилось по 30-40 минут, — сравнивает Дмитрий Михайлович, — в очной беседе на объяснение аналогичной задачи уходит не более 5 минут». В случае с «Интегралами» был найден выход — индивидуальные консультации, разрешенные в текущих условиях. Очные встречи проходят и по некоторым другим дисциплинам, но глобальную проблему они не решают.

 

Пожалуй, наиболее емко ситуацию с дистанционным обучением описывает Татьяна Викторовна Косян, сурдопереводчица Центра: «на дистанте всегда в состоянии готовности находишься, на низком старте». Несмотря на то, что сейчас в организации образовательного процесса гораздо больше системности и продуманности, чем весной, эта фраза применима как к студентам и преподавателям, так и к переводчикам. К последним, возможно, больше всего — им пришлось быстро осваивать большое количество программ, приспосабливать свою работу к новому формату и самим приспосабливаться к изменениям. Изменилась организация рабочего процесса, который стал практически целиком зависеть от качества интернет-подключения — если у одного из участников вебинара оно плохое, то перевод сильно затрудняется. Переводить дистанционно само по себе сложнее, чем очно: отдачу студентов, то, как они реагируют заметно не так явно, поэтому ослабляется контроль над процессом и возможность скорректировать перевод. Переход на ДО также повлиял на нагрузку сурдопереводчиков. С одной стороны она уменьшилась из-за того, что лекции по некоторым предметам теперь не читаются, и студенты изучают материалы самостоятельно, а с другой — возросла из-за необходимости разбираться в технических тонкостях.

 

Лекция по аналитической геометрии.

 

Для того, чтобы разбираться с тонкостями было проще, в ГУИМЦ организована техническая поддержка занятий силами лаборантов Центра. Занятия у первых двух курсов преимущественно проходят в программе TrueConfи максимально покрываются сотрудниками технической поддержки. Поддержка нужна в первую очередь для того, чтобы оперативно устранять проблемы, которые возникают даже несмотря на то, что и преподаватели и студенты в большинстве своем хорошо освоили программу. «Можно долго спорить какое обучение лучше, дистанционное или очное, — рассуждает лаборант ГУИМЦ Андрей Митичев. — Но в условиях пандемии ДО мне кажется достойной альтернативой очной форме».

 

ДО действительно кажется достойной, — а возможно и единственной, — альтернативой очной форме. Разумеется, у него есть множество минусов, но главной цели — непрерывности образовательного процесса — оно достигает. Однако, помимо успешного освоения учебной программы необходимо следить за своим эмоциональным состоянием и психологическим комфортом. В этом студентам помогает педагог-психолог ГУИМЦ Светлана Владимировна Сорокина. Она консультирует студентов Центра очно и онлайн, помогает им научиться грамотно организовывать время, снизить тревожность, справиться с прокрастинацией, работает с уровнем их внутренней, образовательной и профессиональной мотивации, разбирает их сильные и слабые стороны. «В основном ребята отлично справляются с ситуацией, — говорит Светлана Владимировна. — Они имеют высокий уровень мотивации к обучению, хорошо адаптировались к новым условиям дистанционного образования, стараются не создавать задолженностей, начали готовиться к сессии».

 

Рано или поздно острая необходимость в дистанционном обучении отпадет и образовательный процесс в МГТУ им. Н. Э. Баумана вернется в свое более привычное русло, однако, полученный за этот период опыт, вряд ли был получен зря.

 

Благодарим за предоставленные комментарии студентов и сотрудников МГТУ им. Н. Э. Баумана. Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Просмотров:

1 457