Команда проекта в лице специалистов и ученых из ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддержке Департамента образования г. Москвы разработали уникальные интерактивные пособия, которые позволяют любому школьнику, вне зависимости от его физических возможностей, ознакомиться с лабораторными работами по физике и химии. Партнёром проекта выступила АНО «Лаборатория социальной рекламы».
Основными преимуществами нового продукта являются его качество и детализация проработки, а также наличие специальных возможностей для школьников с инвалидностью. Интерактивное пособие запускается на мобильном планшете и содержит рисунки, звук, видео, анимацию, тесты, справочные блоки, виджеты и т.д.
Для того, чтобы сделать интерактивные пособия доступными для школьников с особыми потребностями при разработке использовались принципы универсального дизайна – наличие субтитров для видео, озвучивание физических и химических формул, использование специальных цветографических решений, наличие замещающего текста для рисунков, который нужен для незрячих школьников, в пособия интегрированы функции универсального доступа мобильной операционной системы iOS.
Разработанные интерактивные пособия представляю собой отдельные интерактивные книги (формат iBooks), которые можно загрузить на мобильные планшеты Apple iPad. Для создания интерактивных книг была использована среда Apple iBooks Author, а сам контент лабораторных работ и видеозаписи экспериментов были подготовлены командой проекта, с привлечением школьных преподавателей.
Каждая лабораторная работа состоит из 2-ух частей – теоретической и экспериментальной. Каждый эксперимент выполнен в виде отдельной мини-программы, все шаги, которые должен выполнить школьник четко описаны и снабжены видеоиллюстрациями, а также интерактивными элементами. Например, для снятия показаний с вольтметра школьнику нужно просто нажать на изображение этого устройства на интерактивной схеме.
Командой проекта проведено тестирование интерактивных лабораторных работ и получен положительный отклик у преподавателей, специалистов и, что особенно важно, у школьников. Участники тестирования отмечают, что интерактивные пособия позволяют более детально изучить лабораторную работу, узнать много нового и интересного.
В работе над пособиями также принимали участие знаменитости, так, с экрана мобильного планшета к учащимся обращается Александр Пушной, известный телеведущий программы «Галилео», который призывает ребят постигать науку вместе с современными технологиями.
В настоящее время идет разработка специальной адаптированной версии интерактивных пособий для незрячих пользователей. В ней будут использованы принципиально новые подходы к созданию обучающих пособий для учащихся с нарушенным зрением, причем разработка идет при непосредственном участии таких пользователей. Контент и интерфейс адаптированной версии будет совершенно иными, что позволит учитывать особенности работы с электронными материалами как слабовидящих, так и полностью незрячих школьников.
На текущий момент разработаны 4 интерактивных лабораторных работы, все они распространяются бесплатно и доступны по ссылкам:
Интерактивная лабораторная работа по физике “Солнечная батарея”
Интерактивная лабораторная работа по физике “Свободное падение”
Интерактивная лабораторная работа по химии “Изучение свойств карбоновых кислот”
Интерактивная лабораторная работа по химии “Скорость химических реакций. Химическое равновесие”
Ниже приведены небольшие видеоролики, где подробно представлен функционал интерактивных пособий по физике и химии:
Демонстрация интерактивной лабораторной работы по физике
Демонстрация интерактивной лабораторной работы по химии
В этом году команда этого некоммерческого проекта планирует продолжить работу над созданием не только лабораторных работ, но и интерактивных книг по различным школьным и университетским предметам. Более подробно за жизнью проекта можно также следить на его страничке в социальной сети.