Полезные лекции или принцип “учить учиться”

Студент группы ИУ5Ц – 61Б Антон Гаранин поделился своими впечатлениями от организации учебного процесса на примере лекций по электротехнике. Ознакомиться с ними можно ниже. Орфография и пунктуация автора сохранены. Если у вас есть, чем поделиться с аудиторией нашего сайта, – пишите свои заметки или предложения на почту guimc@bmstu.ru.

Признаюсь, пока у меня не получается сделать свои конспекты лекций надежным источником подготовки к зачетам и экзаменам. Даже в тех случаях, когда в погоне за лектором все же удается зафиксировать его основные тезисы, времени на осмысление этих записей уже точно не остается. И, уж тем более, намерение в тот же день обработать лекции и привести их в удобный конспект с необходимыми ссылками, правками и заметками на полях, несмотря на мои старания, чаще остаются лишь благими пожеланиями.

 

Вот почему я отдаю предпочтение лекциям с использованием слайдов. Сам по себе этот способ не оригинален. Вспоминаю, например, как в школе мы переписывали с флешки учителя по истории по нескольку десятков слайдов, которые он задавал для изучения на дом. В основном эти слайды транслировали материал из учебника. До недавнего времени мне казалось, что такой подход является достаточно общим методическим приемом, и не только в школе…В своем заблуждении я смог убедиться в прошлом семестре, когда, присоединившись к общему потоку, мы стали изучать электротехнику.

 

В излагаемом курсе доцента М.В. Белодедова слайды занимают центральное место. Их – не много, 1–2 на отдельную тему. Резонно устранившись от мажущего руки мела и грязной тряпки на доске, свое основное время лектор уделяет комментариям  слайдов, наполнение которых как раз представляет собой содержание лекции.

 

Нравится то, что на слайдах четко выделяется структура лекции, ключевые понятия нового материала, в сжатой и лаконичной форме приводятся необходимые формулы и доказательства. Они не имеют самоцельного характера, но зато помогают лектору методически выстроить содержание объясняемого материала.

 

Отсутствие острой необходимости торопиться записывать за лектором повышает КПД присутствия студента на лекции и даже его мобильность в случае отсутствия по какой-либо причине. К тому же, на личном сайте лектора всегда можно найти слайд с изложением содержания не только прошедшей, но и предстоящей лекции. Это дает возможность заранее познакомиться в целом со структурой, с основными понятиями и определениями, облегчив себе восприятие нового материала.

 

Лекции по электротехнике на сайте М.В. Белодедова имеют выраженную динамику и не повторяют прошлого материала. Более того, будучи постоянно обновляемыми, они освобождают студента от необходимости искать и переписывать конспекты своих однокурсников.

 

Такой подход делает равновесным излагаемый материал. Рассчитанный на осредненные уровни подготовки и восприятия студентов, он, вместе с тем, легко дифференцируется с помощью учебного пособия, с которым излагаемый на лекциях материал имеет почти полную корреляцию.

 

Как бы от руки написанный текст на слайде вместе с цветными акцентами явно указывает на то, что их автор хорошо понимает психологию студента, знаком с его основным  принципом: «чем меньше учить и зубрить – тем лучше…». Отсюда - минимум отсылок даже к учебному пособию по электротехнике.

 

По мере того, как накапливался лекционный материал, возникала уверенность, что, кроме учебного пособия, дополнительная литература не потребуется. Чувство уверенности окрепло, когда лектор раздал нам перечень вопросов для подготовки к экзамену:  по существу он состоял из названий тем, которые рассматривались на лекциях и отражались на …. имеющихся у нас слайдах. Ну и уж совсем благостный настрой на экзамен мы испытали в тот момент, когда лектор предупредил, что он разрешит пользоваться при подготовке на экзамене не только своими конспектами, но и другими пособиями и даже гаджетами (!)…

 

Становилось понятно, что тут где-то «зарыта та самая собака», которая должна уменьшить возникший было у нас оптимизм. Чтобы мы не мучились в своих догадках, нам напомнили о вполне возможных дополнительных вопросах, которые могут быть заданы по темам данного билета. Особый смысл сделанного, на первый взгляд,  «проходного» замечания я испытал сразу, как только стал готовиться к экзамену.

 

То, что на самих лекциях казалось привлекательным (об этом см. выше), вдруг стало приобретать для меня форму кумулятивного заряда, который угрожал взорваться на экзамене незнанием ответов на дополнительные вопросы, которые реально открывались за содержанием предельно лаконичных слайдов и сжатыми к ним пояснениями. Традиционное желание оставить дополнительные вопросы на «совести» экзаменатора , рассчитывая на свою интуицию и простое везение, лишь усугубляло эту угрозу…

 

Сегодня при обсуждении проблем образования все чаще можно встретиться с выражением, вынесенным в заголовок статьи: «Учить учиться». До сих пор, не понимая до конца смысл этого призыва, я, невольно, соотносил его с советами школьных учителей, которые в старших классах рекомендовали, наряду с учебниками, пользоваться различной справочной и методической литературой. И тогда, и сейчас, когда познавательные возможности и масштабы коммуникаций, включая виртуальные, представляются почти безграничными, сохраняется потребность в собственном методическом приеме приобретения профессиональных знаний.   Наверное, далеко не всем мое утверждение покажется очевидным: способность учиться – это  способность задать самому себе вопрос.

 

Повод для сомнений, конечно, в моем утверждении присутствует: практически в любом учебнике после соответствующего раздела приводятся контрольные вопросы для закрепления изучаемого материала.  Точно также, как и те вопросы, которые мы получаем для подготовки к экзаменам…

 

В данном случае речь идет о тех вопросах, которые возникают у меня самого при усвоении содержания билета. Конечно, у этих вопросов есть прямая корреляция с возможными дополнительными вопросами преподавателя на экзамене, это так. Но у студента, если его внимание привлекают все «непонятки» при подготовке к лекции или экзамену сама природа возникающих дополнительных вопросов оказывается, как правило, богаче. Здесь и забытый, но необходимый в конкретном случае школьный материал, возникшие, но так и невыясненные вопросы по лекциям, неразобранные доказательства, забытые лабораторные по соответствующим темам, неясные рисунки и определения, пропущенные лекции, наконец…

 

Например, вопрос в билете «Электрический заряд и его свойства» напрямую не предполагает собственно определения электрического заряда. В соответствующей лекции оно также не приводилось. Тем не менее, если это определение, за давностью школьного курса, окажется забытым, необходимо при подготовке обязательно восполнить пробел, независимо от вероятности того, будет ли он задан на экзамене. Подобное мнение применимо к большинству вопросов из экзаменационных билетов в зимней сессии этого года.

 

Другой пример. Если в билете один из вопросов посвящен синхронным электродвигателям, то очень вероятно, что, дополнительные вопросы могут относиться и к электродвигателям асинхронным. Причем, не только в части собственно определения, но и различных сравнительных характеристик, а также принципов их работ.

 

Мне представляется, что слайды по электротехнике можно рассматривать как разновидность алгоритмов для изучения конкретных тем. В этих алгоритмах в роли связей между структурными блоками выступают не только знания размещенного здесь лекционного материала, но и ответы на собственные дополнительные вопросы студентов, обусловленные уровнем их профессиональной подготовки. При этом сама методика построения лекций и контроля знаний по данной дисциплине, на мой взгляд, психологически удобна и даже комфортна для приобретения студентами навыков самообучения,  понимания принципа «Учить учиться».

Просмотров:

529