Андрей Ясенев

Кафедра: ИУ8
Год выпуска: 2012
Однажды, когда деревья были маленькими, а остатки травы были скрыты белым пушистым снегом, за неделю до нового 1988 года в одном из роддомов города Стерлитамака Башкирской АССР родился автор этого текста – Андрей Сергеевич Ясенев.
Детство у меня было самым обычным. Но примерно в 5 лет родители стали замечать, что у меня падает слух и сужаются поля зрения. В 6 лет я получил свой первый слуховой аппарат, а в 7 лет пошел в обычную общеобразовательную школу №31. В общем, все шло, как обычно, скучно и неинтересно. Пока…

«Ты помнишь, как все начиналось…»

…пока в 1998 году в школе не открылся центр компьютерной подготовки «Истра». Центр меня заинтересовал. Особенно меня заинтересовал курс, связанный с программированием. Осенью 1999 года я пошел учиться на программиста. Первый год изучали язык Pascal в среде Turbo Pascal. Честно говоря, программирование сначала давалось не очень легко, частично из-за того, что я не все слышал, и частично из-за того, что дома не было компьютера. Не было возможности поэкспериментировать и, как следствие, не было понимания, как это все работает. Прошел год, началось изучение программирования в среде Delphi. Но тут случилась неприятность – неудачный кувырок на физкультуре и, как результат, компрессионный перелом позвоночника. Месяц в больнице на растяжке. Пока лежал в больнице, родители купили компьютер. После выписки врачи разрешили стоять не больше часа в день, а сидеть максимум 15 минут. Мда. Проблемка… Сидеть долго нельзя, а вот про долго лежать перед компьютером врачи ничего не говорили. Монитор ставил на табуретку, клавиатуру и мышку клал на другую табуретку, сам ложился на диван животом вниз. И вперед – программировать дальше. Плюс ко всему, польза для позвоночника – выгибается в нужную сторону.
Эксперименты в программировании, эксперименты над операционной системой, в результате которых приходилось переустанавливать Windows минимум раз в неделю. Быстро уперся в потолок, связанный с отсутствием нужной информации. Примерно в конце 8 класса появилась возможность подключить Интернет, и я начал утолять информационный голод. Читал, как устроены сети связи, программы, алгоритмы, а кроме того, изучал информацию по другим областям человеческих знаний: физике, химии, биологии, медицине и т.д. Хоть и получал поверхностные знания, но я знал, что в случае необходимости, я буду знать, где и что искать, и могу быстро углубить свои знания. В общем, читал и читаю про все, что хоть немного было интересно и могло помочь продвинуться вперед. Казалось бы, чем медицина и биология может помочь в сфере IT? Например: знания, как устроена нервная система человека, могут помочь в разработке экспертных систем. Знания, как устроены органы слуха, органы речи и нервная система, помогают в области создания систем распознавания речи, алгоритмов сжатия музыки, алгоритмов генерации речи. Знания в области психологии помогают в создании удобных интерфейсов программ. Знания в области криминальной психологии, помогут выявить явные слабые точки в защите информационных систем. Да и вообще, знания из других областей, могут помочь найти простое, эффективное решение.
В 10 классе я перешел в гимназию №2. Тогда же появилась мысль написать свою операционную систему. Я купил учебник по ассемблеру, и эксперименты продолжились. Знакомых программистов, которые бы свободно программировали на уровне ядра операционной системы, не было. Поэтому, когда что-то не получалось, приходилось перерывать скудную документацию, проводить эксперименты, анализировать поведение железа, строить догадки и снова экспериментировать. В конечном итоге, к концу 11 класса получилось что-то похожее на операционную систему. Оно умело загружаться с винчестера и дискет, работать с файловой системой, опрашивать железо и немного взаимодействовать с пользователем. Окончательно разработку своей ОС я забросил примерно на 4-ом курсе. Но знания, которые я тогда получил, пригождались мне на протяжении всего обучения в университете и продолжают помогать мне сейчас.

Университет.

В начале 11 класса встал вопрос: «Куда поступать?». Были следующие варианты: МГТУ им. Н.Э.Баумана, филиал какого-то московского информационного института и педагогический институт в Стерлитамаке. Весной 2005 года я приехал в Москву для прохождения тестирования в Бауманке. Физику и математику сдал на 3.5 бала, а экзамен по русскому языку провалил, но летом его пересдал. Сильно запомнился один момент: после оглашения списка абитуриентов, сдавших экзамены и зачисленных на 1-ый курс, нужно было заполнить кучу документов печатными буквами. После 3-его испорченного бланка, я сказал маме: «Мам, я буду учиться хорошо. Я не хочу вылететь, а потом заново заполнять все эти документы!» Обещание сдержал. Документы заново заполнять не пришлось.
В конце первого курса встал выбор, куда пойти: на ИУ7 или на ИУ8? На ИУ7 было то, что мне интересно, а именно программирование, алгоритмы, системное программирование. А на ИУ8 то, что могло пригодиться, но до чего сам по различным причинам не мог добраться: знания по информационной безопасности. Решил все-таки выбрать ИУ8.
Учеба давалась местами легко, местами трудно. Бывало так, что казалось, что не разберусь, не успею сдать, и меня отчислят. В такие моменты делал передышку, чтобы немного отвлечься и затем поискать другие решения задач. По многим техническим предметам мне помогала база, которую я наработал самостоятельно. Например, по программированию – различные алгоритмы. По курсам «Операционные системы» и «Системное программное обеспечение» – знания, полученные при создании своей ОС. По электронике и схемотехнике – в детстве любил возиться с различной аппаратурой и немного интересовался этой областью, немного разбирался в схемах. По информационной безопасности – читал книжки про технические способы разведки, статьи про методы взлома программ. В общем, старался и стараюсь самостоятельно почерпнуть как можно больше информации, которая может пригодиться.

«Выбери работу по душе, и ты никогда не будешь работать»

В 2007 году, в начале 3-его курса, я устроился на работу в ГУИМЦ лаборантом. Почему в ГУИМЦ? Потому что от учебы недалеко. Сначала работа была так себе: включить компьютеры в начале дня, выключить в конце дня, если у преподавателя возникает проблема с программным обеспечением – помочь, если где-то падает операционная система – попытаться поднять или переустановить. Весной 2008 года в 425 аудитории начались проблемы с программой «Меттем класс». «Меттем класс» – это программный комплекс, который позволял передавать изображение с экрана компьютера преподавателя на экраны компьютеров студентов, а также с компьютера преподавателя управлять компьютерами студентов. И этот комплекс стал работать, мягко говоря, плохо. Я предложил начальнику лаборатории Назаренко Александру Петровичу написать аналог. Александр Петрович засомневался, что у меня получится, но все-таки сказал: «Попробуй». И я попробовал. Через неделю была готова первая версия программы MonTrans, которая настраивалась с помощью плясок с бубном, а после настройки более-менее нормально работала. А уже осенью была готова вторая версия, которая по функциональности была близка к «Меттем-Класс», стабильно работала и работает в аудиториях Центра по сей день. Спустя год, по настоянию сотрудников Центра, была подана заявка на получение авторского свидетельства на программу. И в ноябре 2009 года я получил красивую бумагу, в которой было указано, что MonTrans зарегистрирован в реестре программ для ЭВМ, и я являюсь ее автором. Той же осенью MonTrans занял первое место в номинации «Лучшее техническое решение» в конкурсе «Общение без границ», который проводили компании «Радуга звуков» и «Oticon».
Еще один эпизод. В 2007 году в аудитории 4а была сделана модернизация. В аудитории появились столы-трансформеры. Но у этих столов, а точнее, у механизма подъема-опускания мониторов был один недостаток: у них не было концевых выключателей. Из-за этого, после того как мониторы приводились в крайнее положение, если повезет, еще секунд 30 было слышно гудение моторов, которые пытались вращаться дальше, а если не повезет, то хруст ломаемой шестеренки и рев минуты на две и, как следствие, монитор оставался либо поднят, либо опущен до замены механизма. Время от времени сломанные механизмы меняли, но к существенному изменению ситуации это не приводило. В конце июня 2008 года я подошел к заместителю директора Паршину Геннадию Николаевичу и попросил разрешения разобраться с подъемными механизмами. Получил добро. Неделю изучал блок управления механизмом и экспериментировал над ним. Нашел решение. Модернизировал механизмы на всех столах и в начале августа показал результаты работы Геннадию Николаевичу и директору центра Станевскому Александру Григорьевичу. Уже 5 лет механизмы работают без нареканий.
Следующий шаг наверх был сделан в январе 2010 года. Причем я даже не заметил, как шагнул. В декабре 2009 года меня вызвали в деканат, и заместитель директора Крикун Вячеслав Михайлович предложил поучаствовать в конкурсе на соискателя стипендии клуба Императорского технического училища. Я согласился. Прошел собеседование. А 25 января 2010 года состоялось награждение, на котором я узнал, что выиграл годовую стипендию. Во время вручения диплома кто-то пошутил насчет защиты банков, а я отшутился и предложил завести две карты: на первой держать небольшое количество денег и только ей расплачиваться в сомнительных местах: магазины, кафе и т.д., а на второй держать основные средства. Во время неофициальной части ко мне подошел директор ООО «Альта-софт» Михайлов Ярослав Романович и предложил работать у них в области защиты информации. Но я тогда отказался: признался, что знаний у меня в этой области мало.
В апреле 2011 года мне позвонили на сотовый и предложили работу. Я сказал, что я плохо слышу, продиктовал свой email и попросил прислать информацию на почту. Мне прислали список вакансий, среди которых были вакансия «программист Delphi», в какое время можно подойти для собеседования и телефоны и email сотрудников, с которыми можно связаться и задать вопросы. Я пришел на собеседование, в конце встречи мне предложили за неделю выполнить тестовое задание. Задачку решил и отправил результат на email одного из сотрудников. Через два дня меня пригласили. При встрече сказали, что есть шероховатости, но уровень в целом хороший. Обсудили условия работы. А в конце я спросил, откуда у них мой номер. Ярослав Романович улыбнулся и спросил: «Помнишь клуб Императорского технического училища?». Так я устроился программистом в «Альта-софт», о чем ничуть не жалею.

Что дальше?
Дальше – развиваться, развиваться и еще раз развиваться. Сейчас я коплю знания и набираюсь опыта для очередного рывка.

Несколько советов абитуриентам, студентам и выпускникам.
1) Я много раз слышал от студентов, что их не взяли на работу из-за плохого слуха. Может быть, и такое. Но в большинстве случаев бизнесу неинтересно, какие у тебя физические недостатки. Бизнес интересует, что ты можешь сделать такое, что принесет ему еще большую прибыль. То есть интересует в первую очередь знания человека и то, как человек умеет работать головой и искать решения задач. Так что будьте честными перед собой.
2) Развивайтесь. То, что дают в школе и в университете, – это только база, которая мало кого интересует. Больше интересует то, что человек получил сверх базы. Если бы все ученые когда-то сказали: «Меня этому не учили. Я это не понимаю», мы бы до сих пор сидели в каменном веке. Так что ищите информацию, которая вам может пригодиться. Изучайте свою и смежные предметные области. Как-то я устраивался в компанию IBS, прошел тестирование, а вот на собеседовании со специалистом я провалился. Не хватило знаний по базам данных. Намотал на ус и принялся изучать базы данных.
3) Не бойтесь совершать ошибки. Ошибки неизбежны. Бойтесь не признавать ошибки и не извлекать из них уроков. Ошибка, которую не учли, обязательно повторится в будущем с более серьезными последствиями. Из каждой ошибки извлекайте максимум полезной информации. Немного истории: В 1960 году, во время отработки возвращения космического корабля на землю, система ориентации корабля дала сбой, из-за чего спускаемый аппарат был развернут так, что тормозная двигательная установка (ТДУ) смотрела не вперед, а назад. После включения ТДУ аппарат, вместо того чтобы затормозить и начать снижаться, разогнался и перешел на более высокую орбиту. Из этого сбоя было извлечено два урока: первый – необходимость в совершенствовании системы ориентации корабля, и второй – возможность маневрирования в космосе, возможность переходить с орбиты на орбиту.

Благодарности

Я выражаю огромную благодарность школьным и университетским преподавателям, сотрудникам ГУИМЦ, коллегам. И особую благодарность выражаю своим родителям, особенно маме, Ясеневой Ольге Ивановне. Все вы своими знаниями, предостережениями, наставлениями помогли мне быстро идти вверх к успеху.
Огромное спасибо вам!

Просмотров:

2 066