8 (499) 263-66-57
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
16 Мая
2011 год
2010 год
23 Мая 2012г.

Аналитическая записка  по результатам  посещения 

IV Международной конференции «Равные права -  равные возможности», в рамках II Международной выставки «Интеграция. Жизнь. Общество 2012».


Секция «Инклюзивное образование и трудоустройство инвалидов»

Орешкина О.А., Сафонова Ю.А.


В настоящее время система инклюзивного образования и трудоустройства инвалидов в России и во всем мире находятся в стадии становления. Правительство Москвы уделяет  большое внимание этой проблеме. Москва является единственным регионом в РФ, разработавшим и принявшим Закон об инклюзивном образовании инвалидов. Меры по развитию и поддержки инклюзивного образования в Москве реализуются через целевые городские программы («Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2011», «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы» и др.). В рамках городских целевых программ МГТУ им. Н.Э. Баумана много лет сотрудничает с Правительством Москвы по вопросам поддержки и сопровождения профессионального образования инвалидов. 

МГТУ им. Н.Э. Баумана - единственный вуз в стране, в котором реализация специальных образовательно-реабилитационных программ для инвалидов является уставным видом деятельности. Эффективная реализация этих программ в вузе невозможна без учета тех тенденций, которые затрагивают всю сферу образования и инклюзии. С этой точки зрения различные тематические конференции и форумы – являются действенным инструментом для обмена опытом между преподавателями и научными работниками разных ступеней образования и позволяют посмотреть на проблемы инклюзии с разных точек зрения. Эффективность таких конференций повышается в разы, если они выведены на международный уровень. Такое понимание проблемы находит отражение в политике  Правительства г. Москвы. 10 - 12 мая в Москве при поддержке Департамента социальной защиты города состоялась IV Международная конференция «Равные права - равные возможности». Представители Бауманского Университета были приглашены принять в ней участие. В связи с вышесказанным, приоритетом в программе конференции для нас являлась секция «Инклюзивное образование и трудоустройство инвалидов». 

Регламент секции включал пленарное заседание (с приветственными обращениями от официальных лиц) и доклады российских и немецких участников в виде «подиумных дискуссий». В качестве основных тематических направлений секции были заявлены:

-  концепция инклюзивного образования и трудоустройства инвалидов; 

- нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования и трудоустройства инвалидов;

 -формирование толерантного отношения общества к инвалидам; 

- технологии и методики инклюзивного образования; 

- подготовка педагогов, воспитателей и психологов для работы в инклюзивных учебных заведениях;

- стимулирование работодателей к найму инвалидов; 

- адаптация рабочих мест для инвалидов на рынке труда; 

- примеры работы учебных заведений с инклюзивным обучением и мест трудоустройства инвалидов. 

Как  видно, тематика секции в той или иной степени охватывает практически всю проблематику инклюзивного образования, актуальную в настоящее время и для России, и для Германии, и для Европы в целом.

В работе секции участвовали наши коллеги – специалисты Московского психолого-педагогического городского университета (МППГУ). МППГУ – признанный лидер в области подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования. В 2009 г. в вузе создан Институт проблем инклюзивного образования, на базе которого функционирует Городской ресурсный центр интегрированного (инклюзивного) образования. 

Содержание докладов представителей МППГУ отражало острое социальное звучание тематики секции и касалось состояния дел в области школьного инклюзивного образования в г. Москве. Директор Института проблем инклюзивного образования Московского психолого-педагогического университета Алехина С.В. справедливо отметила низкий уровень подготовки выпускников школ из числа инвалидов. Введение ЕГЭ облегчает им возможность поступления в вуз, но успешно осваивать основные образовательные программы высшего профессионального образования без специальной поддержки получается только у единиц. Опыт МГТУ им. Н. Э. Баумана полностью это подтверждает. С одной стороны, это связанно с низким уровнем подготовки контингента, с другой стороны,  с отсутствием специальных условий в вузе и специальных образовательных программ, учитывающих их специальные потребности. 

Вопросы практической реализации инклюзивного образования в школах Москвы были затронуты в докладе руководителя Городского ресурсного центра Самсоновой Е.В., которая отметила действительно важную проблему инклюзивного образования: нормативно-правовую недостаточность и неготовность (ресурсную, кадровую и пр.) общеобразовательных учреждений к реализации совместного обучения. Этот факт подтверждает необходимость и своевременность разработки программ психолого-педагогического сопровождения для инклюзивного образования  и их соответствующего кадрового обеспечения. Разумеется, в сложившейся ситуации создание Института, который занимается проблемами школьного инклюзивного образования, стало своевременным и необходимым шагом. К сожалению, в докладе не были представлены макеты программ подготовки преподавателей для работы в условиях инклюзии.

В ходе обсуждения докладов вновь была затронута проблема отсутствия Закона о специальном образовании, который, по мнению специалистов из МППГУ, являлся бы правовым основанием для создания специальных условий при обучении ребенка в общей школе.

К сожалению, в докладах не были рассмотрены проблемы непрерывного профессионального образования инвалидов и разработки специальных образовательных программ для них. Было бы интересно услышать мнение экспертов по этому поводу. Безусловно, это вопрос требует профессионально-общественного обсуждения.

В докладах  не нашли отражения вопросы стратегии развития инклюзивного образования. Нам видится, что ключевой задачей в этой связи становится разработка «дорожной карты» инклюзии в Москве – документа, в котором определены цели, задачи, направления  и этапы работы, сроки выполнения и перечень ресурсов. 

Необходимо уточнение и наполнение понятий «ресурс» и «ресурсный центр» применительно к инклюзивному образованию. Известно, что в разных странах  и на разных этапах образования это понятие трактуется и наполняется по-разному.

Применительно к профессиональному образованию необходимо создание  ресурсных центров, ориентированных на потребности всех субъектов образовательно-реабилитационного процесса: студентов,  преподавателей, специалистов-исследователей. 

Международная и отечественная практика подтверждает, что такие центры успешно функционируют  на базе ведущих технических вузов, реализующих программы для инвалидов.

В США и Японии функционирование ресурсных центров носит характер государственной системной политики. Так, в Японии ресурсный центр создан на базе Национального Цукубского Технологического Университета и обслуживает все учреждения профессионального образования  Японии, обучающие инвалидов по слуху и зрению. 

В США создана сеть ресурсных центров для поддержки программ профессионального образования инвалидов (Pep-Net), одним из узлов которой является центр в Рочестерском техническом институте на базе Национального технического института для глухих (National Technical Institute for Deaf, NTID), направления  работы которого включают разработку и предоставление:

- технических средств реабилитации и обучения;

- технологий доступности учебных материалов;

- программ повышения квалификации для преподавателей;

- экологии и дизайна учебного пространства;

- технологий содействия трудоустройству;

- сурдоперевода;

- программ дистанционного обучения;

- программ обучения жизни с инвалидностью и пр.

Мы разделяем подходы наших партнеров в части технологического сопровождения и взаимно их развиваем в сотрудничестве. С точки зрения МГТУ им. Н.Э. Баумана, ресурсные центры должны разрабатывать и аккумулировать технологии сопровождения основных образовательных программ вуза, позволяя сделать среду вуза доступной для студентов-инвалидов не только физически, но и содержательно. Подобные разработки осуществляются в МГТУ на основе аналитико-научной деятельности. Важной особенностью методологии Университета в области реализации специальных образовательных программ стало то, что реализация специальных образовательных программ в вузе не носит характер новых, не свойственных вузу видов деятельности, но является расширением уже существующих видов деятельности. Современная законодательная база РФ и относительная автономия вуза  делают это возможным.

Вместе с тем в большинстве российских вузах технологии создания доступной среды не разрабатываются, либо затрагивают только физический уровень (архитектурно- планировочные  решения, адаптация объектов вузовской инфраструктуры). В связи с этим  программы высшего образования для учащихся-инвалидов остаются ограниченно доступными. Студенты с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в некоторых вузах психолого-педагогической направленности в силу того, что преподавателям знакома специфика работы с ними. Как правило, это происходит на кафедрах коррекционной педагогики и по соответствующей специальности. Зачастую смешиваются понятия «высшего образования инвалидов» и «подготовка преподавателей для  работы с инвалидами». Конечно, это существенно сужает возможности последующей профессиональной реализации инвалидов и подтверждает актуальность проблемы создания ресурсных центров в вузах на основе опыта МГТУ. 

Ресурсная база ведущих технических вузов создает предпосылки к формированию в них ресурсных центров. Отметим, что технические вузы разных стран на пути к обеспечению содержательной доступности программ (формированию специальных образовательных программ) для инвалидов проходят схожие этапы. В этом мы смогли утвердиться, заслушав доклады специалистов из ведущих технических вузов  Германии. 

Немецкие вузы на конференции были  представлены:

Г-жой Биргит Ротенберг, Уполномоченной по делам инвалидов технического Университета Дортмунда 

Г-ном Германом-Йозефом Кукарта, Уполномоченным по делам инвалидов Рейн-Вестфальского технического университета г. Аахена.

Было показано, что в Германии почти 20% студентов имеют те или иные ограничения жизнедеятельности, а 8% из них нуждаются в серьезной поддержке в процессе получения ими образования. Социальный закон ФРГ дает следующее определение инвалидности: «люди считаются инвалидами, если их физические функции, умственные способности или психическое здоровье отклоняются от типичных для данного возраста функций в течение более 6 месяцев и вследствие этого нарушается их участие в жизни общества». Как видим, под это определение попадает достаточно большое число людей. 

Какие существуют пути получения ими поддержки при обучении в вузе? 

Оправдано и закономерно то, что создание системы поддержки для студентов-инвалидов в вузах началось в Германии с формирования сети консультационных услуг в вузах (в рамках реализации проекта «Бюро «Консультационные услуги»). К тому же, социальные и медицинские услуги студент (как инвалид) может получить в социальных службах города.

Одобрение вызвал тот факт, что некоторые услуги (обустройство физически доступной среды, поддержание Интернет-портала) обеспечиваются за счет вуза. Конкретный перечень услуг зависит от образовательного учреждения, поскольку вузы в Германии обладают относительной автономностью в области реализации учебных программ и научных исследований. Эта автономность и позволяет включать студентов-инвалидов в программы высшего образования. Ассоциация высших школ Германии разработала в 2009 г. Рекомендации «Высшая школа для всех», где прописан концепт развития доступной среды в вузах. Большое внимание уделяется необходимости создания «выравнивающих» условий. Их конкретный перечень может быть сформирован управляющей комиссией вуза и включен в общие документы управления вузом. Нет нужды говорить о важности таких Рекомендаций на пути перехода к инклюзии. В России подобных документов до сих пор нет. 

В качестве важного шага на пути к инклюзии в рекомендациях определяется создание в вузах Германии специальной должности «Уполномоченный по делам инвалидов». Такой представитель является посредником между студентами–инвалидами и органами управления вуза, он оказывает консультационную помощь ректору и управляющему совету, посредством подготовки информации о состоянии инфраструктуры вуза. Посредник систематически включен в процесс принятия решений относительно инвалидов.  Этот шаг на пути к «вузам для всех» говорит о понимании важности проблемы на уровне профессионального сообщества. 

Как пояснил г-н Герман-Йозеф Кукарта, большое внимание в своей деятельности  Уполномоченного он уделяет вопросам усиления контактов и взаимодействию между компетентностными учреждениями, занимающимися вопросами инвалидности, как в самом вузе, так и вне его. Отметим, что МГТУ им. Н.Э. Баумана  придает этой задаче большое значение. В настоящее время в результате дальнейшей дифференциации функций университета по отношению к инвалидам задачи «уполномоченного» выполняет отдельное структурное подразделение – Федеральный головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации инвалидов по слуху (ГУИМЦ).  

Большой интерес вызвала информация, прозвучавшая в докладе г-жи Биргит Ротенберг

о функционировании Дортмундского Центра Инвалидности и Обучения - «Добус» (Dortmunder Zentrum Behinderung und Studium, DoBuS). Центр создан на базе факультета реабилитационных наук Технического Университета Дортмунда, что позволяет осуществлять не только широкий круг сервисных услуг для студентов с ограниченными возможностями здоровья, но и вести научные разработки в этой области, а также консультировать другие вузы. Здесь мы также наблюдаем созвучные тенденции в развитии специальных образовательных программ в вузах: ГУИМЦ в МГТУ им. Н.Э. Баумана имеет статус Кафедры реабилитации инвалидов.

Центр включает консультационную службу, карьерный сервис, службу трансформации учебных материалов для плоховидящих студентов, бюро «Пробас» (занимается реализацией научных проектов, в том числе  в области создания условий для продолжения обучения бакалавров с ограниченными возможностями здоровья), а также «рабочий кабинет», оснащенный техническими средствами для студентов-инвалидов и хронически больных студентов. Здесь студенты и преподаватели могут получить во временное пользование технические средства, необходимые им для поддержки учебного процесса. Производится обучение пользованию оборудованием заинтересованных лиц.  Г-н Герман-Йозеф Кукарта причислил построение такого кабинета с «бассейном вспомогательных средств» к важным задачам своей деятельности в вузе.

В «Добусе» мы видим развивающийся ресурсный центр для студентов-инвалидов. Данное направление требует дальнейшего изучения в рамках установления партнерских отношений между вузами России и ФРГ. 

В вузах Германии постепенно формируется понимание необходимости проведения научных разработок в области содержательной доступности образовательных программ для студентов с инвалидностью, например, ведутся разработки в отношении дизайна экзаменов. Сильной стороной этих разработок является их проведение на базе высших технических школ.  Однако в докладах немецких участников ничего не было сказано о  специальных  основных образовательных программах  для инвалидов, что можно объяснить большой автономностью  немецких Университетов. Представляется, что для технических вузов действенным и значимым партнером мог бы стать МГТУ им. Н.Э. Баумана. Результатом такого партнерства могут быть совместные проекты в области разработки техники и технологий специальных возможностей; специальных образовательных программ. На данном этапе работы считаем целесообразным подготовку и проведение совместного совещания с Уполномоченными по делам инвалидов Дортмундского и Рейн-Вестфальского Техническими Университетами по вопросам сопровождения магистерских программ для инвалидов.

В заключении хотим выразить благодарность  Департаменту социальной защиты г. Москвы за приглашение принять участие в конференции.


blog comments powered by Disqus