8 (499) 263-66-57
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
14 Марта
2011 год
2010 год
22 Марта 2012г.

В этом году Научно-образовательное соревнование «Шаг в будущее, Москва» в секции «Образовательно-реабилитационные технологии» проходила в формате международной видеоконференции. 

Начало международному сотрудничеству в программе «Шаг в будущее» было положено год назад, когда в работе нашей секции впервые приняли участие студенты Национального Цукубского технологического университета (NTUT, Цукуба,Япония), где обучают инвалидов по слуху и зрению. В нынешнем году японская сторона выразила желание вновь принять участие в олимпиаде «Шаг в будущее». Успешный опыт взаимодействия с NTUT позволил сделать следующий шаг и придать этому конкурсу новый формат. Мы предложили присоединиться к нам коллегам из Чаньчуньского государственного университета (CU, Чаньчунь, Китай), Национального технического института для глухих при Рочестерском институте технологий (NTID  при RIT, Рочестер, США) и Галлаудетского университета (Вашингтон, США). 

Работа секции была построена по двухуровневому принципу. Первый - научно-образовательный конкурс проектов школьников 5-12 классов (было представлено 19 проектов); второй - международный конкурс проектов одаренных студентов из числа инвалидов (10 проектов). 

Связь с иностранными вузами осуществлялась из конференц-зала УЛК посредством системы видеоконференцсвязи в режиме онлайн. Чтобы студенты не только увидели, но и «услышали» друг друга, им помогали сурдопереводчики и переводчики с английского на русский. А во время связи с США, впервые в России на подобных мероприятиях, была применена технология получения подстрочника: с помощью специальной программы и специалиста-капциониста звучная речь переводилась в письменную форму и выводилась на экран в виде титров. Текст, практически синхронно, возникал на экранах у всех участников процесса. Это разработка американских ученых. К сожалению, она воспринимает только английский язык. 

Работа конференции делилась на два временных этапа - ведь участники олимпиады живут в разных часовых поясах. Разница во времени между Россией и Японией - минус 5 часов, с Китаем - минус 4, с Америкой — плюс 8. Наши технические специалисты, честь им и хвала, сумели обеспечить бесперебойную связь с зарубежными вузами с учетом разницы во времени. 

Теперь, после рассказа о «компьютерной» стороне дела, без новаторской реализации которой научный уровень и значимость работы секции были бы значительно ниже, я перейду к главному - содержательной части. 

Интерес к реабилитационным технологиям в образовании велик во всех странах. Подтверждения далеко искать не надо. Например, в Японии видеоконференция пришлась на день национального праздника. Тем не менее, японские студенты вышли в эфир, а поприветствовать участников олимпиады «Шаг в будущее» приехал Йошинори Мураками - президент Национального Цукубского технологического университета. С китайской стороны напутственное слово произнес доктор Джуанг Шуфан - проректор по международным связям. 

На что же рассчитывают участники, что хотят получить в результате? Цель проведения международного конкурса студенческих проектов – дать импульс развитию научной деятельности талантливых и одаренных студентов и молодых исследователей с нарушениями здоровья через предоставление им возможности ознакомиться с работами сверстников из других стран. А также совместно разработать регламент проведения международного конкурса, начиная от квалификационных требований и заканчивая интеллектуальным продуктом.

Другая задача состоит в том, чтобы найти дополнительные точки соприкосновения для совместной работы. Сейчас, при переходе на двухуровневую систему обучения, те студенческие проекты, которые могут приобрести характер интеллектуального продукта, в том числе - бизнес-проектов, представляют особый интерес для всех. Так, например, японские технологии, китайский дизайн и русские мозги могут, при хорошем взаимодействии, «сильно выстрелить». В таком сочетании мы могли бы сообща делать и продвигать некие продукты не только на рынке своих стран. 

От Японии было представлено три проекта. Один из них по САПР (CAD/CAM/CAE). По словам экспертов это серьезная методологическая работа. Высоко оценили специалисты МГТУ и проект по гидравлике «Метод для расчета поля давления внутри поля течения». Японские студенты разработали  метод математического моделирования для исследования ламинарных потоков жидкости. Ученые нашего университета рекомендовали им продолжить работу и применить метод к турбулентным потокам.

Работы, представленные американскими студентами, были традиционно прагматичны — рассчитаны исключительно на практическое применение. Например, «Автодомкрат». По идее автора эта разработка позволит заменить колесо автомобиля, не выходя из машины. Очень понравятся людям с ограниченными возможностями, да и всем остальным - «Солнечные часы», которые заключают в себе большой набор полезных функций – источник света, сенсорный экран, функции компьютера, систему оповещения и многое другое. При наличии финансирования эти проекты вполне можно реализовать. 

Китайские работы носили реферативный характер. По словам руководителей китайской делегации, участвуя в программе «Шаг в будущее», они преследуют ряд целей: через студенческие проекты показать достижения своих университетов, ознакомиться с работами студентов других стран, а также расширить международное сотрудничество.

МГТУ представил две студенческие работы в области IT-технологий, которые были высоко оценены специалистами Ротчерского университета. «Мы почувствовали высокую компетентность российских студентов в сфере высшего инженерного образования», - заявили они. 

Всеобщий интерес вызвали доклады российских школьников. Наши иностранные коллеги смогли услышать и пятиклассников, и старшеклассников, вплоть до выпускных классов. 

По итогам работы секции «Образовательно-реабилитационные технологии» диплом за лучшую работу был присужден десятикласснице Арине Легкой. Она разработала и собрала современный детекторный приемник. 

Лауреатом стала Вероника Ковальчук, которая не только продемонстрировала хорошие теоретические знания, но и представила самостоятельно собранный «Беспроводной комплекс для прослушивания звукового сопровождения». В этом году Кристина заканчивает школу. Ей предстоит поступление в вуз. Как лауреат, она приняла участие в тестировании по физике. В случае положительного результата девушка автоматически станет студенткой Бауманского университета.  

Такой способ зачисления в вуз произвел сильное впечатление на наших иностранных коллег. В решении задачи профессионального образования инвалидов у нас существуют общие проблемы, в том числе - проблема формирования контингента учащихся и проблема одаренных студентов и молодых исследователей из числа инвалидов. Мы показали один из способов ее решения. Думаю, что участники конференции позаимствуют этот опыт. Так это будет или нет, покажет следующая олимпиада «Шаг в будущее». 

Материал подготовлен Еленой Емельяновой (газета "Бауманец") со слов Ольги Алексеевны Орешкиной. 






blog comments powered by Disqus