8 (499) 263-66-57
2017 год
2016 год
21 Марта
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
28 Марта 2016г.


Интерактивные пособия позволят школьникам с инвалидностью прикоснуться к реальным лабораторным работам, не выходя из дома


Ни для кого не секрет, что в последние годы электронные учебники и интерактивные пособия все больше проникают в образование, доказывая свою эффективность. Россия не исключение – в 2011–2012 гг. Министерство образования и науки Российской Федерации провело апробацию электронных учебников в школах. В эксперименте участвовали 38 школ, 3470 школьников 6–7 классов, более 500 педагогов. Были использованы различные типы современных мобильных электронных устройств: устройства для чтения электронных книг, школьные ноутбуки, интернет-планшеты. Результатом эксперимента стали рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных электронных учебников. В то же время массовым электронное образование так и не стало, несмотря на то, что качественный электронный образовательных контент может не только помочь педагогам, но и предоставить новые возможности по обучению для школьников с инвалидностью.


В конце 2015 года специалисты и учёные из ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддержке Правительства Москвы разработали уникальные интерактивные пособия, которые позволяют любому школьнику, вне зависимости от его физических возможностей, ознакомиться с лабораторными работами по физике и химии. Партнёрами проекта выступили АНО «Лаборатория социальной рекламы», помогавшая с созданием интерактивного медиа-контента. В работе над пособиями также принимали участие знаменитости: так, с экрана мобильного планшета к учащимся обращается Александр Пушной, известный телеведущий программы «Галилео», который призывает ребят постигать науку вместе с современными технологиями.

 

«Нашей основной задачей была разработка продукта, который мог бы понравиться школьникам, вызвать у них интерес к учёбе. Поэтому мы пригласили молодых преподавателей, знаменитостей, сделали принципиально новый контент, и еще не забыли учесть потребности детей с нарушенным слухом, зрением и двигательными функциями», – Денис Кулешов, руководитель проекта, ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

 

Основными преимуществами нового продукта являются его качество и детализация проработки, а также наличие специальных возможностей для школьников с инвалидностью. Интерактивное пособие запускается на мобильном планшете и содержит рисунки, звук, видео, анимацию, тесты, справочные блоки, виджеты и т.д. Для того чтобы сделать интерактивные пособия доступными для школьников с особыми потребностями, авторы проекта руководствовались принципами универсального дизайна: обязательное наличие субтитров для видео, озвучивание физических и химических формул, использование специальных цветографических решений, наличие замещающего текста для рисунков, который нужен для незрячих школьников; кроме этого, в пособия интегрированы функции универсального доступа мобильной операционной системы iOS. Лабораторная работа состоит из 2-ух частей – теоретической и экспериментальной. Каждый эксперимент выполнен в виде отдельной мини-программы, все шаги, которые должен выполнить школьник, подробно описаны и снабжены видеоиллюстрациями, а также интерактивными элементами. Например, для снятия показаний с вольтметра школьнику нужно просто нажать на изображение этого устройства на интерактивной схеме.

 

«В этом проекте перед съёмочной группой стояла интересная задача. С одной стороны, необходимо было создать яркое и запоминающееся визуальное решение, с другой стороны, мы должны были не забывать о нашей аудитории – детях с ограниченными возможностями здоровья, которым иногда сложно воспринимать избыточно динамичное изображение. На мой взгляд, нам удалось найти наиболее оптимальное решение, позволяющее юным химикам и физикам на время перенестись в научную лабораторию и выполнить все предложенные задания»,
– Дмитрий Бурдуков, режиссер, продюсер видеоконтента проекта, АНО «Лаборатория социальной рекламы».

 

Сейчас команда исследователей и разработчиков тестирует полученный продукт и он уже находит положительный отклик у преподавателей, специалистов и, что особенно важно, у школьников. Даже те, кто уже проделывал эти лабораторные работы вживую, отмечают, что интерактивные пособия позволяют более детально изучить лабораторную работу, узнать много нового и интересного. Стоит отметить, что полученный продукт уже сейчас может использоваться в системе основного и среднего общего образования, а также полностью соответствует требованиям к организации дистанционного обучения. Параллельно идет разработка специальной адаптированной версии книги для незрячих пользователей. В ней будут использованы принципиально новые подходы к созданию обучающих пособий для учащихся с нарушенным зрением, причём разработка такой версии идет при непосредственном участии таких пользователей. Контент и интерфейс адаптированной версии будут совершенно иными, что позволит учитывать особенности работы с электронными материалами как слабовидящих, так и полностью незрячих школьников.


В настоящий момент разработаны 4 интерактивных лабораторных работы, все они распространяются бесплатно и доступны на сайте ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Там же можно посмотреть небольшие видеоролики, где подробно представлен функционал интерактивных пособий. В 2016 году команда этого некоммерческого проекта планирует продолжить работу над созданием не только лабораторных работ, но и интерактивных книг по различным школьным и университетским предметам. Более подробно за жизнью проекта можно следить на его страничке в социальной сети.

 

Контактное лицо – Кулешов Денис, руководитель проекта, зав. лаб. ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, тел. +7 926 986-77-43, e-mail: kds@bmstu.ru

blog comments powered by Disqus